Формы и виды организации учебной деятельности на уроках
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
Учитель: Л. И. Андреева
МБОУ ООШ с. Иннокентьевка
2018-2019 учебный год
В МБОУ ООШ с. Иннокентьевка с 2012 года, как и во всех образовательных организациях Российской Федерации, идёт изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — модуль «Основы светской этики».
Данный курс позволяет решать проблемы духовно – нравственного воспитания, по – другому взглянуть на межнациональные отношения в современном обществе, позволяет укреплять семейные ценности, вернуться к традициям различных культур. Необходимо отметить, что данный предмет носит развивающий и просветительный характер.
В результате обучения, обучающиеся знакомятся с такими понятиями как «культура и мораль», «справедливость», « свобода и моральный выбор человека». «честь», «совесть», «этикет» и т.д
При этом формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») основываются на сочетании различных методов обучения:
- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
Наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:
Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке, считаю, что мне необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы всегда стараюсь построить хорошо продуманную систему логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития обучающихся и особенностям изучаемой темы. (Например темы курса: «Россия – наша Родина», «Добро и зло», «Дружба», «Любовь и уважение к Отечеству» и др.)
Драматизация (театрализация).В данном случае эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, , что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах:
— написание сценария;
-распределение ролей; режиссура, сценография,
-костюмирование и т.д.
.При этом каждый этап подготовки может быть поручен определенной творческой группе класса.
Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.(Например следующие темы курса: «Нравственный поступок», «Моральный долг», «Совесть» и др.)
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности обучающихся. В первом случае ребята выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае они дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д. (Например: «Жизнь человека – высшая нравственная ценность», «Стыд, вина и извинения» и др.)
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, моего сообщения или сообщения ученика, моего рассказа, экскурсии и т.д. обучающиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме. (Например при изучении следующих тем: «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Род и семья – исток нравственных отношений», «Добродетель и порок» и др.)
Необходимо отметить, что на уроках ОРКСЭ обучающиеся выполняют различные творческие задания — проекты: рисунки, сочинения, устные рассказы, подбор пословиц, поговорок, учатся составлять продолжение сказок. Предмет ОРКСЭ можно проводить и в нетрадиционной форме. Это могут быть: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки — диспуты и круглые столы, праздники, уроки-выставки и презентации.
На занятиях для каждого ребенка всегда найдется задание по его силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.