Опыт работы ОРКСЭ

 

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

                                                                            Учитель:         Л. И. Андреева

                                                                            МБОУ ООШ с. Иннокентьевка

                                                         2018-2019 учебный год

В МБОУ ООШ с. Иннокентьевка с 2012 года, как и во всех образовательных организациях Российской Федерации, идёт изучение  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — модуль «Основы светской этики».

Данный курс позволяет решать проблемы духовно – нравственного воспитания, по – другому взглянуть на межнациональные отношения в современном обществе, позволяет укреплять семейные ценности, вернуться к традициям различных культур. Необходимо отметить, что данный предмет носит развивающий и просветительный характер.

В результате обучения, обучающиеся знакомятся с такими понятиями как «культура и мораль», «справедливость», « свобода и моральный выбор человека». «честь», «совесть», «этикет» и т.д

При этом формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») основываются на сочетании различных методов обучения:

  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

 Наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке, считаю, что мне необходимо владеть  способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы всегда стараюсь построить хорошо продуманную систему логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития обучающихся и особенностям изучаемой темы. (Например темы курса: «Россия – наша Родина», «Добро и зло», «Дружба», «Любовь и уважение к Отечеству» и др.)

Драматизация (театрализация).В данном случае эта   форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, , что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах:

— написание сценария;

-распределение ролей; режиссура, сценография,

-костюмирование и т.д.

.При этом каждый этап подготовки  может быть поручен определенной творческой группе класса.

Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.(Например следующие темы курса: «Нравственный поступок», «Моральный долг», «Совесть» и др.)

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности обучающихся. В первом случае ребята выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае они дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д. (Например: «Жизнь человека – высшая нравственная ценность», «Стыд, вина и извинения» и др.)

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, моего сообщения или сообщения ученика, моего  рассказа, экскурсии и т.д. обучающиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме. (Например при изучении следующих тем: «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Род и семья – исток нравственных отношений», «Добродетель и порок» и др.)

Необходимо отметить, что на  уроках ОРКСЭ обучающиеся выполняют различные творческие задания — проекты: рисунки, сочинения, устные рассказы, подбор пословиц, поговорок, учатся составлять продолжение сказок. Предмет  ОРКСЭ  можно проводить и в  нетрадиционной  форме. Это могут быть: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки  —  диспуты и круглые столы,  праздники, уроки-выставки и презентации.

На  занятиях  для  каждого  ребенка  всегда найдется  задание   по его силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.